МБНОУ «Гимназия №18» г. Ленинска-Кузнецкого является региональной инновационной площадкой по направлению «Профильное и профессиональное самоопределение школьников».
Тема: «Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях образовательно-технологического кластера».
Современная профориентационная работа в школе может быть результативной, если она обеспечивает помощь в выборе профессии, ВУЗа; поддержку в развитии профессионального самоопределения, подготовка к профессиональному самоопределению в условиях будущего на основе прогнозирования и предвидения изменений рынка труда.
Сегодня не все ученики могут сделать правильный выбор, это связано с отсутствием у старшеклассников опыта и проверки своих склонностей, в какой либо проффессиональной деятельности порождает у них трудности, ка при выборе профессионального пути, так и его реализации. Именно поэтому учащиеся нуждаются в руководстве и помощи специалистов по вопроскам профессионального самоопределения.
ЦЕЛЬ:
Создание условий для профессионального самоопределения учащихся в рамках образовательно-технологического кластера
Задачи:
1. организовать психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся
1.Выявить возможности организаций-партнеров образовательно-технологического кластера для профессионального самоопределения учащихся
2.Организовать профессиональные пробы учащихся по выбираемым профессиям региона в образовательно-технологическом кластере
2. Разработать содержание профориентационных курсов внеурочной деятельности, направленных на формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях образовательно-технологического кластера
3. Организовать проектную и исследовательскую деятельность учащихся на базе цифровых лабораторий в соответствии с учебными предметами, обеспечивающими профессиональное самоопределение учащихся
4. Разработать методические рекомендации по организации профессионального самоопределения учащихся в условиях образовательно-технологического кластера.
Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что усилия всех субъектов общества объединяются ради важной цели – поддержки и развития образования, оказание помощи обучающимся в выборе профессии. налажено социальное партнерство с целью создания благоприятных условий для получения обучающимися знаний и представлений о профессиях, формирования первоначальных профессиональных умений, содействия профессиональному самоопределению учащихся и эффективной социализации выпускников гимназии на современном рынке труда.
Профессиональные пробы являются стредством актуализации профессионального самопределения и активизации творческого потенциала личности школьников, расширения границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении обучающимися опыта профессиональной деятельности.
Внеурочная деятельность играет немаловажную роль в профессиональном самоопределении школьников. Во внеурочнойдеятельности имеется огромный потенциал моделирования проблемных ситуаций любого направления, в том числе и творческого при решении которых ребенок погружается впрофессиональнуюдеятельность и исследует ее на деятельностном уровне. В условиях цифровизации образования и участия Гимназии в проекте "Моя новая школа", позволило расширить курсы внеурочной деятельности с использованием цифрцифровых технологий, лабораторий, конструкторов.
Знакомство с профессиями требует системного вовлечения обучающихся в практико-ориентированную деятельность для формирования у них готовности к профессиональному самоопределению. Оптимальной формой такой деятельности, адекватной способам организации профессионально-трудовой деятельности, выступает проектная деятельность, направленная на достижение общего результата - создание готового продукта (прототип, модель, программа и т.п.).

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 18» Ленинск-Кузнецкого городского округа

Инновационный проект для присвоения статуса «Региональная инновационная площадка» «Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях образовательно-технологического кластера» по направлению «Профильное и профессиональное самоопределение школьников»
Научный руководитель - Касаткина Н.Э., доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, академик МАН ВШ
План реализации инновационного проекта
Перечень запланированных мероприятий | Сроки проведения | Исполнители | Ответственный |
Подготовительный этап |
Педагогический совет «Моделирование профориентационной деятельности» |
август 2021 |
Педагогический коллектив гимназии |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Формирование творческих групп учителей по реализации задач проекта |
сентябрь 2021 |
Учителя, работающие в 8-11 классах |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Заключение договоров о совместной деятельности с социальными партнерами |
сентябрь-октябрь 2021 |
Замдиректора по БОП, педагог-психолог |
Директор |
Разработка программ внеурочной деятельности |
август 2021 |
Учителя, работающие в 8-11 классах |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Планирование деятельности методических объединений учителей-предметников и классных руководителей по вопросам реализации идей инновационной деятельности |
август 2021 |
Педагогический коллектив гимназии |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Определение тематики проектно-исследовательских работ, реализуемых в процессе профессионального самоопределения |
сентябрь 2021 |
Учителя, работающие в 8-11 классах |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Подбор инструментария с целью изучения профессиональных намерений 8-9 классов, уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся 10-11 классов |
сентябрь 2021 |
Педагог-психолог |
Замдиректора по ВР |
Изучение профессиональных склонностей учащихся 8-9 классов |
октябрь 2021 |
Педагог-психолог |
Замдиректора по ВР |
Организация обучающих курсов для педагогов по использованию цифрового оборудования |
август - сентябрь 2021 |
Педагогический коллектив гимназии |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Обучающий семинар для педагогов по использованию цифровых инструментов в учебном процессе |
октябрь 2021 |
Педагогический коллектив гимназии |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Основной этап |
Апробация новых программ внеурочной деятельности, мероприятий профориентационной направленности |
В течение этапа |
Учителя, работающие в 8-11 классах |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Экскурсия в центр подготовки и развития персонала, Единый диспетчерско-аналитический центр |
Октябрь |
Профконсультант |
Замдиректора по БОП |
Участие в конкурсе СУЭК-Кузбасс: наш СУЭК, наш Кузбасс!» |
ноябрь 2021 |
Классные руководители |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Профессиональные пробы на базе сервисных предприятий: 1. Сиб-Дамель 2. ООО «Центральная угольная химическая лаборатория» 3. Погрузочно-транспортное управление |
Январь 2022-апрель 2022 |
Профконсультант |
Замдиректора по БОП |
Встречи с представителями угольных профессий: -маркшейдер - инженер по технике безопасности - инженер по капитальному строительству - зам.главного инженера по анкерному креплению - зам.главного инженера по добыче и подготовительным работам - зам.главного инженера по монтажным и демонтажным работам |
Март-май 2022 |
Профконсультант |
Замдиректора по БОП |
Научно-практическая конференция «Золотая извилина» |
Апрель 2022 |
Учителя, работающие в 8-11 классах |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Квест-игра «Шахтер - не профессия, а сильная натура» |
сентябрь 2022 |
Учителя, работающие в 8-11 классах |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Организация родительских собраний, круглых столов, индивидуальных консультаций по вопросам профессионального самоопределения учащихся |
1 раз в квартал |
Педагог-психолог, классные руководители |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Организация участия педагогов и учащихся в мероприятиях (в конкурсах, научно-практических конференциях, мастер-классах и т.п.) по направлению деятельности |
В течение этапа в соответствии с планом работы гимназии |
Педагогический коллектив гимназии |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Реализация плана мероприятий психолого-педагогического сопровождения учащихся 8-11 классов |
В течение этапа |
Педагог-психолог |
Замдиректора по ВР |
Диагностика и анализ уровня сформированности профессионального самоопределения школьников с целью изучения профессиональных намерений 8-9 классов, уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся 10 -11 классов |
В течение этапа |
Педагог-психолог |
Замдиректора по ВР |
Презентация результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся |
В течение этапа |
Учителя, работающие в 8-11 классах |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Информирование о ходе инновационной деятельности через сайт гимназии |
В течение этапа |
Педагогический коллектив гимназии |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Заключительный этап |
Анализ результативности инновационной деятельности |
Январь 2024-август 2024 |
Педагогический коллектив гимназии |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Оформление и презентация методических разработок участников проекта |
Январь 2024-август 2024 |
Педагогический коллектив гимназии |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
Обобщение опыта в рамках реализации инновационного проекта «Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях образовательно-технологического кластера» |
Январь 2024-август 2024 |
Педагогический коллектив гимназии |
Замдиректора по ВР, замдиректора по УВР |
|