Советы психолога |
Если у Вашего ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) Советы родителям младших школьников Если у Вашего ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)… Каждый взрослый, мы уверены в этом, неоднократно встречался в своей жизни с ребёнком, отличавшимся высокой двигательной подвижностью. Обычно их называют «живчиками», «шустриками», «моторчиками». Они обладают чрезвычайно высоким уровнем энергии. Это дети чаще всего школьного возраста, но могут быть и дошкольного и даже грудного. В медицине используется следующее определение данного заболевания (S.D. Clements, 1966 г.) - «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Оно характеризуется нарушением поведения от лёгкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в развитии центральной нервной системы, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательных функций. Основным симптомом является нарушение внимания: ребёнок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Такие дети часто бросают занятие, так и не достигнув результата. Нарушение внимания при данном заболевании встречается в 100% случаев, а двигательная расторможенность — довольно часто, но не всегда. СДВГ нередко сопровождается различными трудностями обучения, проблемами настроения и т.п. Общение с ребенком, имеющим СДВГ – это нелегкий и самоотверженный труд. Нет простого решения, как обращаться с таким ребенком дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей. Для оказания помощи родителям мы попробовали обобщить и систематизировать рекомендации российских и зарубежных специалистов в данном вопросе.
Литература: 1. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Рс. пед. агентство, 1997. «Загадочный подростковый возраст! Подростковый возраст застает врасплох не только детей, но и их родителей! Пререкания с взрослыми по любому поводу. Упрямство, нежелание принимать советы родителей. Странное чувство юмора, стремление смеяться над всем, что его окружает. Грубость и высказывания, шокирующие цинизмом. Обидчивость, болезненное самолюбие. Все эти черты вызывают у родителей подростков тревогу и недоумение. Им начинает казаться, что дети делают им всё назло. Загадочный подростковый возраст — время, когда ребёнок прощается с детством, но ещё не готов к взрослой жизни. Этот момент перехода — один из самых важных отрезков жизни человека. И для того чтобы родители научились вновь общаться с повзрослевшим ребенком, нужно понять причины проявлений кризиса и постараться сменить устаревший и уже не эффективный способ общения. Что необходимо знать родителям о кризисе подросткового возраста, чтобы суметь вовремя оказать необходимую подростку помощь: 1. Раздражительность, агрессивность, перепады настроения. Причина - биологические изменения в организме, гормональная перестройка. Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. В костно-мышечной системе — костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8—11 раз. Негативная раздражительная реакция у подростка может проявляться на любой пустяк: не ту рубашку мама дала, не так посмотрела, не оценила наряд дочери, не так похвалила и т.д. Запаситесь терпением, не раздражайтесь в ответ на всплески раздражения и негативизма своего чада, оставайтесь спокойными , помня первопричину такой смене настроения! 2.Болезненное восприятие критики, нетерпимость к малейшим замечаниям. В этом возрасте дети относятся к замечаниям слишком критично. Вырвавшаяся с ваших уст претензия может привести к серьезным последствиям: подросток начнет «накручивать себя» и развивать всевозможные негативные мысли, из-за чего впоследствии могут возникнуть комплексы и заниженная самооценка. Критика и нотации – враги ваши отношений с ребенком-подростком! Сдерживайте себя, чтобы невзначай не упрекнуть подростка! 3. Неудовлетворённость внешностью. Подросток критически относится к тому, как он выглядит. Физическое состояние и внешний вид — основные причины общего недовольства собой, которые провоцируют неуверенность в себе, агрессию и недоверие к окружающему миру, они постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Склонны к фиксации на своих реальных или воображаемых недостатках. Именно подростки подвержены синдрому дисморфомании - страху или бреду физического недостатка.Не допускайте малейшей критики в адрес внешности своего ребенка! 4. Избегание совместного с родителями времяпровождения Да, к этому нужно тоже быть готовым. В подростковом возрасте авторитет родителей может резко снижаться, у детей появляются кумиры среди сверстников, развивается интерес к противоположному полу, подростковая любовь. Ребенка больше начинают привлекать мероприятия, где нет взрослых. Это могут быть посиделки с друзьями и подругами, дискотеки. Запретить такое времяпровождение невозможно, выход может быть только в полной занятости ребенка. Спортивные секции, художественные и музыкальные школы, изучение языков. Это дисциплинирует ребенка, не оставляет возможности для бездеятельного времяпровождения и формирует окружение, способное влиять на него положительно. 5. Постоянное или периодическое переживание чувства тревожности, беспокойства. Заниженная самооценка. Наблюдается существенное понижение самоуважения, причем “плохими” считают себя в большинстве случаев девочки.Это один из первых результатов самопознания, к которому дети приходят именно сейчас. «Кто я?» «Какой я? По многим критериям — “ум”, “общение”, “здоровье”, “характер” и др. — в 10-балльном измерении они оценивают себя примерно на 5 баллов, а по критерию “счастье” не поднимаются выше 3-4 баллов. Процесс самопознания идет по пути обнаружения в себе все новых недостатков и негативных качеств, подросток во всем винит себя — и в плохой учебе, и в конфликте с родителями. Этому способствует усвоение им представлений и оценок, которые есть у окружающих значимых взрослых о нем. Исследования показывают, что родители и учителя практически не видят положительных черт, достоинств подростка, тогда как суждения о недостатках предельно разнообразны, конкретны. Хвалите ребенка-подростка даже в том случае, если вам кажется, что выполнить то или иное задание или работу он мог бы гораздо лучше. Он будет думать о себе именно так, как мы думаем о нем! 6. Дистанцированность подростков, отчужденность. Родители начинают замечать, что ребенок все чаще уединяется. Ему хочется побыть одному. Это тоже признак начинающегося взросления. Вы ,конечно, боитесь пропасти, которая возникает между вами и вашим ребенком. Но не пытайтесь насильно привязать его к себе. Пройдет несколько лет, и он снова захочет быть рядом с вами. Сейчас ему необходимо некоторое расстояние, чтобы попробовать самостоятельность на вкус, сделать первые шаги во взрослую жизнь, набить первые шишки. 7. Снижение успеваемости, потеря интереса к процессу обучения Причины могут быть как внутренние, так и внешние. Физиологические изменения, гормональная перестройка действительно приводит к снижению работоспособности , ухудшению свойств памяти и внимания. Может быть, ребенок решил для себя, что география, например, ему не нужна, потому что географом он не собирается стать, а вот физика его интересует, она в входит в планы его дальнейшего развития. На примерах знакомых, на собственном примере покажите, насколько важно получить полноценное образование. Нужно не бояться признаться ребенку, что и у вас в подростковом возрасте были похожие настроения и проблемы, одолевали те же мысли. Ребенок должен понять, что родители тоже не были идеальными и допускали в своей жизни ошибки, но сумели с ними справиться. 8. Проблемы с поведением Ершистость, грубость, вызов – это защитная «оболочка» ребенка от посягательств на формирование его собственного «Я». Взрослым при воспитании подростка нужно быть очень терпеливыми, мудрыми, чаще ставить себя на его место, вспомнить, наконец, свой переходный возраст. Не рубить с плеча, не пытаться ужесточать требования – результат может быть абсолютно негативный. Побольше общайтесь с подростком, как с равным, уважайте его мнение, будьте союзником, а не противником. 9. Обострение внутрисемейных отношений, конфликты с родителями. В этот период практически исчезает атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки формулируют его как отношение “не до тебя”. В половине случаев в отношении подростков к родителям присутствует явная или скрытая враждебность, недоверие. Особо цените откровенность подростка, умейте хранить его «Тайну». Не нарушайте основной принцип дружбы родителей и ребенка: то, что доверено вам, не должно быть предметом обсуждения с другим человеком! 10. Желание иметь свою территорию, автономность. Позвольте самостоятельно принимать некоторые решения и отвечать за них. Пусть у подростка будет сфера его влияния, в которую вы не будете лезть. Не копайтесь в его вещах, не заходите в комнату без стука, давайте распоряжаться небольшой суммой денег по его усмотрению. Уважайте границы подростка, как равного взрослого! 11. Жажда независимости, уважения. Чтобы стремление к самостоятельности не приобрело немыслимые обороты, предупредите жажду независимости. Не думайте, что порка ремнем утихомирит подростка. Физические наказания лишь обострят семейные конфликты. Подросток будет относиться к вам агрессивно и недоверчиво, а может и вовсе сбежать из дома. Но и наказывать за неприемлемое поведение тоже нужно. В качестве наказания можно лишить подростка одного из его удовольствий: интернета, телевизора, прогулки с друзьями и т.п. Если вы говорите подростку, что в случае данного поступка он получит определенные санкции, то должны сдержать слово! Из этого следует, что пустые угрозы нужно оставить при себе, а справедливые «штрафные» нужно приводите к исполнению. 12. Проблема взаимопонимания родителей и подростка. Причина этому — внутренние противоречия: Подросток считает себя вполне взрослым, хотя реально — он ещё ребёнок. Подросток отстаивает своё право на уникальную индивидуальность, и в то же время хочет «быть, как все». Подросток хочет быть членом какой-то социальной группы, однако не всегда получается интегрироваться в неё. Отсюда — проблемы в общении со сверстниками. Эти противоречия лежат в основе подростковых проблем: семейных, половых, поведенческих и других. Множество родителей подростков не подозревают о том, что у их детей есть какие-то проблемы (ведь подростки предпочитают не откровенничать с родителями). Родителям сложно осознать, что их ребёнок вырос, и общение с ним теперь не может проходить в той форме, каким оно было раньше. Призывы к свободе не говорят о том, что вы больше не нужны своему ребенку. Подростку как никогда требуется ваше внимание, поддержка и мудрый совет. Будьте рядом, будьте открыты к разговору и готовы протянуть руку помощи, если вас об этом попросят. Каким бы тяжелым ни был подростковый возраст, помните, что явление это временное! Кризис подросткового возраста — непростое явление. Он считается самым сложным из всех возрастных кризисов ребёнка. И основной задачей родителей становится облегчение его протекания, поддержка подростка и налаживание с ним контакта. Подростковые проблемы неизбежны. В силах родителей обеспечить нормальную жизнь подросшего ребёнка, приняв его проблемы и постаравшись помочь их преодолеть. Запаситесь терпением и вспомните, как проходил ваш подростковый возраст. Любите ребёнка не за что-то, а просто так. Находите положительное даже в самом плохом! Формируйте границы безопасности ребёнка! Объясните ему, что, чем бы он ни занимался, должно быть безопасно для его жизни. Автор-составитель: Педагог-психолог Интернет-ресурсы:
Литер. Ресурсы:
20 способов спросить у ребенка «Как прошел твой день в школе?» так, чтобы он вам ответил Большинство родителей, действительно хотят быть в курсе того, что происходит с ребенком в школе, как он себя чувствовал в течение дня, что ему удалось, что не очень, с кем и как сложились отношения и многое-многое другое. Но, наверное, вы замечали, если просто спросить: «Как прошёл твой день в школе?» он ответит что-то вроде «Хорошо» или «Нормально»… Так обычно отвечают дети на стандартные и формальные вопросы взрослых. И такого ответа порой бывает достаточно ровно до той поры, пока в какой-то день мы вдруг не обнаруживаем, что мы мало знаем о школьной жизни ребенка, или, пока не узнаем от других информацию, о чем хотели бы знать сами от своих детей. Итак, Как же спрашивать ребенка «Как прошел твой день в школе?» так, чтобы он вам отвечал?!!! Во-первых, желательно, чтобы сами вопросы были открытыми, например, «Что сегодня в школе тебе больше всего не понравилось?». Отвечая, ваш ребёнок должен будет уже ответить целым предложением, тут формальным «нормально» не обойдёшься. Во-вторых, нужно помнить о том, что дети откровенны и охотно делятся с нами в том случае, если это не допрос с пристрастием, состоящий из перечня вопросов, а обмен впечатлениями, когда мы, взрослые тоже искренне и откровенно рассказываем о своем дне. Не сомневайтесь, если ребенок задаст вам вопрос, подобный вашему - «А у тебя на работе, что было сегодня самое интересное (удивительное)?», а вы ответите нехотя «Да, ничего», он совершенно точно не захочет отвечать на ваши самые ювелирные вопросы. В-третьих, количество задаваемых вопросов должно быть разумным: 3-4-оптимально для ежедневной беседы. Итак, предлагаю вашему вниманию 20 альтернативных вариантов спросить у ребёнка «Как прошёл твой день в школе?»
Ответы, которые вы можете получить от ребёнка на все эти вопросы, могут быть самыми неожиданными. Будьте готовы к любым ответам, здесь нет «правильных» и «неправильных». Есть мнение ребенка. Его взгляд на ситуацию, а порой, просто выход эмоций. Старайтесь не переводить разговор в русло нотаций и нравоучений, приучите ребенка к тому, что он многое может вам доверить и рассказать. Руководствуйтесь правилом «Правду говорят тому, кому ее безопасно говорить». Самое главное, что ребёнок поделится с вами и у вас будет возможность узнать о нём больше, и одновременно почувствовать близость к нему, а он будет ощущать свою значимость и важность, ведь его мыслями и чувствами так интересуются родные люди. Желаю вам взаимопонимания с вашим ребёнком, терпения и мудрости, а также быть с ним «в контакте»! Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе (.pdf, 577 Кб) Тайм-менеджмент для родителей младших школьников (.pdf, 403 Кб) Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисном состоянии (.pdf, 1.8 Мб) Статья Сила слова для родителей (.pdf, 196 Кб) |