Советы психолога

Если у Вашего ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
 

Советы родителям младших школьников

Если у Вашего ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)…

Каждый взрослый, мы уверены в этом, неоднократно встречался в своей жизни с ребёнком, отличавшимся высокой двигательной подвижностью. Обычно их называют «живчиками», «шустриками», «моторчиками». Они обладают чрезвычайно высоким уровнем энергии. Это дети чаще всего школьного возраста, но могут быть и дошкольного и даже грудного.

В медицине используется следующее определение данного заболевания (S.D. Clements, 1966 г.) - «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Оно характеризуется нарушением поведения от лёгкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в развитии центральной нервной системы, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательных функций.

Основным симптомом является нарушение внимания: ребёнок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Такие дети часто бросают занятие, так и не достигнув результата. Нарушение внимания при данном заболевании встречается в 100% случаев, а двигательная расторможенность — довольно часто, но не всегда. СДВГ нередко сопровождается различными трудностями обучения, проблемами настроения и т.п.

Общение с ребенком, имеющим СДВГ – это нелегкий и самоотверженный труд.

Нет простого решения, как обращаться с таким ребенком дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей. Для оказания помощи родителям мы попробовали обобщить и систематизировать рекомендации российских и зарубежных специалистов в данном вопросе.

  1. Удостоверьтесь, что вы имеете дело именно с СДВГ. Убедитесь в том, что специалисты проверили слух и зрение ребенка и исключили как эти, так и другие медицинские проблемы. Удостоверьтесь в том, что проведено соответствующее обследование, и продолжайте задавать вопросы, пока вы не будете уверены.
  2. Позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку. Найдите знающего специалиста, с которым вы можете советоваться (педагог-психолог, детский невролог, педиатр и т.д. – должность значения не имеет, важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам СДВГ, наблюдал многих детей с СДВГ, знал об их поведении в образовательном учреждении и мог доступно объяснить). Убедитесь в том, что учителя работают вместе с вами. Не бойтесь просить о помощи.
  3. Вызывающее поведение вашего ребёнка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
  4. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
  5. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
  6. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
  7. Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.).
  8. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
  9. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
  10. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
  11. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
  12. Помните, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации. Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо направление, предварение, напоминание, повторение, границы, систематизация.
  13. Определите правила. Сформулируйте для ребёнка рамки поведения — что можно и чего нельзя. Запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.
  14. Упрощайте указания. Упрощайте выбор. Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная речь помогает сохранить внимание.
  15. Повторяйте указания. Записывайте указания. Проговаривайте их. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.
  16. Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВГ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез или успокоить.
  17. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
  18. Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него. Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.
  19. Ясно объясните, чего ожидаете от ребенка. Ничего не подразумевайте и ничего не предоставляйте случаю.
  20. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  21. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
  22. Постарайтесь осторожно дать точный и ясный совет в социальном плане.
  23. Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать. Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., - к примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого".
  24. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2—3 основным.
  25. Разбивайте длинные задания на более короткие. Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВГ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать".
  26. Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.
  27. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учёба в школе, выполнение домашних заданий.
  28. Установите границы. Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.
  29. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
  30. Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно.
  31. Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.
  32. Развивайте у ребенка осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
  33. Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя.
  34. Дети с СДВГ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.
  35. Позволяйте ребенку спасительную отдушину. Позволяйте ребенку выйти на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
  36. Расслабляйтесь. Дурачьтесь. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Детям с СДВГ нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание – как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. "Воздействие" на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного "подурачиться", это очень поможет.
  37. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.
  38. Однако остерегайтесь перевозбуждения. Подобно чайнику на плите, дети с СДВГ могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его.
  39. Пользуйтесь разными игровыми средствами. Мотивация улучшает состояние детей с СДВГ.
  40. Используйте трюки для улучшения памяти. У них нередко есть проблемы с так называемой "активной памятью" (Мел Левин), которая представляет собой как бы свободное пространство на столе нашей памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и т.п. – могут помочь улучшить память.
  41. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чём-то «докой». Задача родителей — найти те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе. Они будут «полигоном» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Однако, не следует перегружать ребёнка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребёнок особой радости от этих занятий не испытывает.
  42. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.

Литература:

1. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Рс. пед. агентство, 1997.
2. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребёнка. М.: НИИ семьи,1997.
3. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). М.: Олег и Павел, 1994.
4. Кучма В.Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространённость, факторы риска и профилактика. М.: РАРОГЬ, 1997.
5. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.– СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
6. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: Сфера, 2002.
7. Тржесоглава 3. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986.
8. ЯсюковаЛ.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями.СПб.: ИМАТОН, 1997.
9. at Home" by Elaine M. Gibson: http://www.elainegibson.net/parenting/Hallowelltips.html


 
Загадочный подростковый возраст! Или Как вести себя с повзрослевшим ребенком?!
 

«Загадочный подростковый возраст!
Или
Как вести себя с повзрослевшим ребенком?!»

Подростковый возраст застает врасплох не только детей, но и их родителей! Пререкания с взрослыми по любому поводу. Упрямство, нежелание принимать советы родителей. Странное чувство юмора, стремление смеяться над всем, что его окружает. Грубость и высказывания, шокирующие цинизмом. Обидчивость, болезненное самолюбие. Все эти черты вызывают у родителей подростков тревогу и недоумение. Им начинает казаться, что дети делают им всё назло. Загадочный подростковый возраст — время, когда ребёнок прощается с детством, но ещё не готов к взрослой жизни. Этот момент перехода — один из самых важных отрезков жизни человека. И для того чтобы родители научились вновь общаться с повзрослевшим ребенком, нужно понять причины проявлений кризиса и постараться сменить устаревший и уже не эффективный способ общения.

Что необходимо знать родителям о кризисе подросткового возраста, чтобы суметь вовремя оказать необходимую подростку помощь:

1. Раздражительность, агрессивность, перепады настроения.

Причина - биологические изменения в организме, гормональная перестройка.

Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. В костно-мышечной системе — костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8—11 раз.

Негативная раздражительная реакция у подростка может проявляться на любой пустяк: не ту рубашку мама дала, не так посмотрела, не оценила наряд дочери, не так похвалила и т.д.

Запаситесь терпением, не раздражайтесь в ответ на всплески раздражения и негативизма своего чада, оставайтесь спокойными , помня первопричину такой смене настроения!

2.Болезненное восприятие критики, нетерпимость к малейшим замечаниям.

В этом возрасте дети относятся к замечаниям слишком критично. Вырвавшаяся с ваших уст претензия может привести к серьезным последствиям: подросток начнет «накручивать себя» и развивать всевозможные негативные мысли, из-за чего впоследствии могут возникнуть комплексы и заниженная самооценка. Критика и нотации – враги ваши отношений с ребенком-подростком! Сдерживайте себя, чтобы невзначай не упрекнуть подростка!

3. Неудовлетворённость внешностью.

Подросток критически относится к тому, как он выглядит. Физическое состояние и внешний вид — основные причины общего недовольства собой, которые провоцируют неуверенность в себе, агрессию и недоверие к окружающему миру, они постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Склонны к фиксации на своих реальных или воображаемых недостатках. Именно подростки подвержены синдрому дисморфомании - страху или бреду физического недостатка.Не допускайте малейшей критики в адрес внешности своего ребенка!

4. Избегание совместного с родителями времяпровождения

Да, к этому нужно тоже быть готовым. В подростковом возрасте авторитет родителей может резко снижаться, у детей появляются кумиры среди сверстников, развивается интерес к противоположному полу, подростковая любовь. Ребенка больше начинают привлекать мероприятия, где нет взрослых. Это могут быть посиделки с друзьями и подругами, дискотеки. Запретить такое времяпровождение невозможно, выход может быть только в полной занятости ребенка. Спортивные секции, художественные и музыкальные школы, изучение языков. Это дисциплинирует ребенка, не оставляет возможности для бездеятельного времяпровождения и формирует окружение, способное влиять на него положительно.

5. Постоянное или периодическое переживание чувства тревожности, беспокойства. Заниженная самооценка.

Наблюдается существенное понижение самоуважения, причем “плохими” считают себя в большинстве случаев девочки.Это один из первых результатов самопознания, к которому дети приходят именно сейчас. «Кто я?» «Какой я? По многим критериям — “ум”, “общение”, “здоровье”, “характер” и др. — в 10-балльном измерении они оценивают себя примерно на 5 баллов, а по критерию “счастье” не поднимаются выше 3-4 баллов. Процесс самопознания идет по пути обнаружения в себе все новых недостатков и негативных качеств, подросток во всем винит себя — и в плохой учебе, и в конфликте с родителями. Этому способствует усвоение им представлений и оценок, которые есть у окружающих значимых взрослых о нем. Исследования показывают, что родители и учителя практически не видят положительных черт, достоинств подростка, тогда как суждения о недостатках предельно разнообразны, конкретны. Хвалите ребенка-подростка даже в том случае, если вам кажется, что выполнить то или иное задание или работу он мог бы гораздо лучше. Он будет думать о себе именно так, как мы думаем о нем!

6. Дистанцированность подростков, отчужденность.

Родители начинают замечать, что ребенок все чаще уединяется. Ему хочется побыть одному. Это тоже признак начинающегося взросления. Вы ,конечно, боитесь пропасти, которая возникает между вами и вашим ребенком. Но не пытайтесь насильно привязать его к себе. Пройдет несколько лет, и он снова захочет быть рядом с вами. Сейчас ему необходимо некоторое расстояние, чтобы попробовать самостоятельность на вкус, сделать первые шаги во взрослую жизнь, набить первые шишки.

7. Снижение успеваемости, потеря интереса к процессу обучения

Причины могут быть как внутренние, так и внешние. Физиологические изменения, гормональная перестройка действительно приводит к снижению работоспособности , ухудшению свойств памяти и внимания. Может быть, ребенок решил для себя, что география, например, ему не нужна, потому что географом он не собирается стать, а вот физика его интересует, она в входит в планы его дальнейшего развития. На примерах знакомых, на собственном примере покажите, насколько важно получить полноценное образование. Нужно не бояться признаться ребенку, что и у вас в подростковом возрасте были похожие настроения и проблемы, одолевали те же мысли. Ребенок должен понять, что родители тоже не были идеальными и допускали в своей жизни ошибки, но сумели с ними справиться.

8. Проблемы с поведением

Ершистость, грубость, вызов – это защитная «оболочка» ребенка от посягательств на формирование его собственного «Я». Взрослым при воспитании подростка нужно быть очень терпеливыми, мудрыми, чаще ставить себя на его место, вспомнить, наконец, свой переходный возраст. Не рубить с плеча, не пытаться ужесточать требования – результат может быть абсолютно негативный. Побольше общайтесь с подростком, как с равным, уважайте его мнение, будьте союзником, а не противником.

9. Обострение внутрисемейных отношений, конфликты с родителями.

В этот период практически исчезает атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки формулируют его как отношение “не до тебя”. В половине случаев в отношении подростков к родителям присутствует явная или скрытая враждебность, недоверие. Особо цените откровенность подростка, умейте хранить его «Тайну». Не нарушайте основной принцип дружбы родителей и ребенка: то, что доверено вам, не должно быть предметом обсуждения с другим человеком!

10. Желание иметь свою территорию, автономность.

Позвольте самостоятельно принимать некоторые решения и отвечать за них. Пусть у подростка будет сфера его влияния, в которую вы не будете лезть. Не копайтесь в его вещах, не заходите в комнату без стука, давайте распоряжаться небольшой суммой денег по его усмотрению. Уважайте границы подростка, как равного взрослого!

11. Жажда независимости, уважения.

Чтобы стремление к самостоятельности не приобрело немыслимые обороты, предупредите жажду независимости. Не думайте, что порка ремнем утихомирит подростка. Физические наказания лишь обострят семейные конфликты. Подросток будет относиться к вам агрессивно и недоверчиво, а может и вовсе сбежать из дома. Но и наказывать за неприемлемое поведение тоже нужно. В качестве наказания можно лишить подростка одного из его удовольствий: интернета, телевизора, прогулки с друзьями и т.п. Если вы говорите подростку, что в случае данного поступка он получит определенные санкции, то должны сдержать слово! Из этого следует, что пустые угрозы нужно оставить при себе, а справедливые «штрафные» нужно приводите к исполнению.

12. Проблема взаимопонимания родителей и подростка.

Причина этому — внутренние противоречия: Подросток считает себя вполне взрослым, хотя реально — он ещё ребёнок. Подросток отстаивает своё право на уникальную индивидуальность, и в то же время хочет «быть, как все». Подросток хочет быть членом какой-то социальной группы, однако не всегда получается интегрироваться в неё. Отсюда — проблемы в общении со сверстниками. Эти противоречия лежат в основе подростковых проблем: семейных, половых, поведенческих и других. Множество родителей подростков не подозревают о том, что у их детей есть какие-то проблемы (ведь подростки предпочитают не откровенничать с родителями). Родителям сложно осознать, что их ребёнок вырос, и общение с ним теперь не может проходить в той форме, каким оно было раньше.

Призывы к свободе не говорят о том, что вы больше не нужны своему ребенку. Подростку как никогда требуется ваше внимание, поддержка и мудрый совет. Будьте рядом, будьте открыты к разговору и готовы протянуть руку помощи, если вас об этом попросят.

Каким бы тяжелым ни был подростковый возраст, помните, что явление это временное!

Кризис подросткового возраста — непростое явление. Он считается самым сложным из всех возрастных кризисов ребёнка. И основной задачей родителей становится облегчение его протекания, поддержка подростка и налаживание с ним контакта. Подростковые проблемы неизбежны. В силах родителей обеспечить нормальную жизнь подросшего ребёнка, приняв его проблемы и постаравшись помочь их преодолеть. Запаситесь терпением и вспомните, как проходил ваш подростковый возраст. Любите ребёнка не за что-то, а просто так. Находите положительное даже в самом плохом! Формируйте границы безопасности ребёнка! Объясните ему, что, чем бы он ни занимался, должно быть безопасно для его жизни.

Автор-составитель:

Педагог-психолог
Анна Владимировна Струч

Интернет-ресурсы:

Литер. Ресурсы:

  • «20 шагов к тому, чтобы ваши дети вас слушали» Изабель Фийоза.
  • Бесплатное приложение к № 32 Psychologies, ноябрь 2008.
 
 

Вопросы и ответы

Катя Иванченко
Наша гимназия отличается от всех остальных самыми лучшими преподавателями и наиболее эффективной образовательной программой. Я очень рада, что мне посчастливилось учиться именно в гимназии №18!
Адрес: 652515, г. Ленинск-Кузнецкий,
ул. Пушкина, 9
(38456) 7-24-19
(38456) 7-03-31 Факс
Наверх