Профориентационная работа |
В рамках социального партнерства с АО «СУЭК-Кузбасс» ученики 10 гуманитарного класса посетили с экскурсией Музей Шахтерской Славы Кольчугинского рудника, где познакомились с прошлым и настоящим Кольчугинского рудника, славным подвигом сибиряков в годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу. Познавательное и интересное профориентационное мероприятие обучающихся 9-11 классов прошло с представителями Вузов. О Кузбасском государственном техническом университете им. Т.Ф. Горбачева, проходном балле, необходимых экзаменах для поступления, направлениях обучения, перспективах трудоустройства по профессии, а также разносторонней и увлекательной студенческой жизни ребятам рассказал кандидат наук, доцент кафедры разработки месторождений полезных ископаемых Цибаев С.С. О поступлении на специализированную образовательную программу высшего профессионального образования в университет «Синергия» участники встречи узнали от Рублева А.А. В гимназии активно ведется профориентационная работа с обучающимися 10-11 классов с целью расширения знаний старшеклассников о востребованных в регионе профессиях и имеющихся ВУЗах. В ходе проведенных встреч с преподавателями КемГУ и КузГТУ им. Т.Ф.Горбачева обучающиеся узнали о сроках подачи документов, проходном балле, наличии бюджетных мест, кафедрах, стипендиях, интересной жизни студентов. План профориентационной работы МБНОУ «Гимназия № 18» на 2022 – 2023 учебный год. Полезная информацияДля учащихсяУВАЖАЕМЫЕ РЕБЯТА! Получить много новой, интересной и полезной информации о выборе профессии Вы можете:
Желаем Вам успехов на пути к осознанному выбору профессии. Выбираем будущую профессию - смотреть информацию (.pdf, 355 Кб).
Уважаемые выпускники! Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М.Штеменко приглашает Вас для поступления. Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М.Штеменко является одним из старейших и единственным по профилю подготовки военно-учебным заведением Министерства обороны Российской Федерации, выпускники которого обеспечивают безопасность информационных и телекоммуникационных систем органов военного управления. На протяжении всей своей истории уникальный коллектив Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М.Штеменко решает задачи особой важности по подготовке кадров для Службы защиты государственной тайны Вооруженных Сил Российской Федерации. Правила поступления по программам высшего образования Дорога, которую ты выбираешьЧитать далее...«Я уяснил, что значит быть свободным. Я разобрался в этом чувстве трудном, Одном из самых личных чувств на свете. И знаете, что значит быть свободным? Ведь это значит быть за все в ответе!» Л. Мартынов Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни. Прежде чем выбирать профессию, ответьте на вопрос. Что Вы ожидаете от своей будущей профессии? И соответственно, что именно нужно изучать и оценивать в процессе выбора? Существует три главных условия, которым должна соответствовать профессия, чтобы не принести разочарования:
До окончания школы осталось совсем немного. Время пролетит - и не заметишь, и совсем скоро тебе предстоит сделать один из самых ответственных выборов в жизни - выбор будущей профессии. Как не ошибиться, чтобы потом не сожалеть, не раскаиваться? Жизненная геометрия Сначала послушаем, что говорят по этому поводу специалисты. Многие из них рекомендуют представлять выбор профессии в виде равностороннего треугольника, стороны которого - понятия "я могу", "я хочу" и "надо". Звучит хорошо, но не совсем понятно. Попробуем разобраться.
Определив соотношение всех трех сторон (какая их них будет длиннее, какая короче - в зависимости от того, чего больше - "хочу", "могу" или "надо"), займись жизненной геометрией и нарисуй треугольник. Как ты догадываешься, выбранная профессия станет действительно любимой только в том случае, если тебе удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию - желательно, чтобы "хочу", "могу" и "надо" были действительно равны друг другу (то есть, как говорится в известном фильме, наши желания должны совпадать с возможностями и - добавим от себя - со спросом общества). Если стороны получаются слишком неравнозначными, например, интерес велик, а в способностях ты и твои родители сомневаетесь, значит, тебя явно занесло не туда. Чтобы скорректировать твой профессиональный выбор, можно использовать такие способы диагностики, как различные тесты и анкеты. Удачи! Важность профориентации для детейЧитать далее...Как замечательно бывает, когда ребенок, проявив способности к какой-либо деятельности, стал в ней развиваться и в будущем это стало его любимой профессией! А как быть, если ребенок к возрасту старшего школьника так и не смог определиться с тем, каким бы делом он хотел заниматься в жизни? Соответственно, назревает проблема в выборе профессиональной образовательной организации и специальности. Данные статистики говорят о том, что
Вернемся к вопросу «В каком же возрасте заниматься темой профориентации?». Бытует мнение, что это должно быть на этапе старших классов. Есть уточнение – это уже период определения и нахождения предполагаемых вариантов. В психологии есть два метода: наблюдение и эксперимент. Пример ситуации с женщиной 30 лет, родители которой игнорировали ее способности к рисованию и настояли, чтобы она поступила на факультет «Бухгалтерский учет и аудит». Девочка рисовала с раннего возраста. Ей хватало простого карандаша и листка бумаги для того, чтобы творить. Ее картины не были удостоены чести быть замеченными родителями. Более того, за некоторые свои работы она была награждена немалой критикой. Когда она им заявила о том, что намерена поступить на «Художественно-графический» факультет, ее обсмеяли и сказали, что художники все бедные, и у этой профессии нет будущего. Девушка с муками закончила навязанный ей ВУЗ и получила специальность бухгалтера. Но, проработав менее года, она, не ощущая на тот момент препятствий, пошла на курсы (одни, другие), занималась самообразованием и заочно поступила в желаемый ВУЗ. В настоящее время она – один из лучших дизайнеров интерьера в своем городе. К своим успешным дизайнерским решениям она добавляет в интерьер авторские картины. У нее все получилось! К сожалению, не все смогли исправить ошибки родителей и прийти к желаемой профессии, несмотря ни на что. И как важно нам, взрослым людям, наблюдать за тем, к какой деятельности у ребенка проявляются способности, что он выполняет с желанием. Большая часть родителей могут признать, что хобби далеко не всегда определяют дети. Типичная ситуация. У знакомых (друзей, родственников) ребенок занимается гимнастикой (к примеру). Родителям тоже захотелось свою дочь, которой четыре года, отдать заниматься этим видом спорта. Она ничего о ней не знает и ей по началу может понравиться идея надеть гимнастический купальник и балетки. Родители счастливы и уже готовы через год видеть ее участницей соревнований. Но один нюанс: они не учли, что нужно понаблюдать за тем, как ребенок ощущает себя в этом виде спорта. И в случае, если ему не нравится (трудно дается, не проявились способности или нет желания), то стоит этот опыт расценить как эксперимент и не искать виновных (потому что виновной будет именно девочка). Воспользуйтесь советом: присмотритесь к ребенку. Есть задатки и способности, которые обусловлены генетически, как мы знаем. Это касается и абсолютного музыкального слуха, и таланта художника, и спортивных наклонностей. Но абсолютный слух не проявит себя, если с ребенком не петь. Более того, родители (если они не музыканты) его и не обнаружат. Но это может проверить специалист. То же самое касается и других задатков… В связи с этим родители, наблюдая за детьми, имеют право на то, чтобы в порядке эксперимента дать возможность проявить ребенку свои способности. Чтобы хобби стало профессией необходимы три составляющие:
Очень важно, чтобы оба полушария головного мозга развивались гармонично в дошкольный период. Если дети будут:
то левое полушарие мозга наберет те обороты, которые необходимы для успешной учебы в школе. Развитию правого полушария способствуют все виды творчества и не только по заданной родителями (или учителями) теме, но и на собственную фантазию. В дошкольный период жизни и в начальной школе ненавязчиво нужно рассказывать детям о том, что из себя представляет та или иная профессия. Постепенно задача расширяется. В средней школе появляется целый ряд сложных предметов (физика, химия, биология), которые некоторым детям сложно даются и не вызывают интерес. Задача родителей не пугать плохими оценками и наказаниями, а объяснить значимость предметов для получения профессии. Будущему финансисту (банкиру, экономисту) очень важно еще в школе уделить особое внимание математике. Дипломату, как минимум, важно знать иностранный язык, всемирную историю, географию, основы права. На практике неоднократно сталкивалась с тем, что выпускник школы выбрал для себя специальность, но мало что о ней знает. Вот пример крика души молодого человека, который поздно понял, что для получения медицинского образования он ничего не сделал, когда учился в школе. У парня был опыт трех попыток неудачного поступления в медицинскую академию. Они привели его к большой травме и пониманию того, что мечту придется оставить. «Если бы я знал, что мне так будут нужны знания по химии и биологии!!!» — это те слова сожаления, которые были сказаны им спустя три года после окончания школы. В дальнейшем он выбрал техническую специальность. У него получилось, но тоска долгое время не покидала его… В подростковом возрасте дети готовы к пониманию серьезных тем. Если в привычке у родителей есть совместное обсуждение с ребенком событий, происходящих не только в семье, но и в мире, просмотр передач, фильмов, то будет масса способов для того, чтобы расширять его знания в том, какая профессия что из себя представляет. Например, идет ток-шоу, выступают юристы, политики, эксперты различных областей, — объясняйте детям, чем занимаются эти специалисты. Художественные фильмы – прекрасный «тренажер» не только для расширения знаний, связанных с профессиями, но и других важных жизненных составляющих. Общаясь с родителями, которые упустили поэтапное развитие детей в направлении профориентации, рекомендую искать пути для восстановления этого пробела, как посредством всего того, что приведено выше (но в более динамичном ритме), так и с привлечением специалистов. Одно условие – это система, которую не сформируешь одним днем (месяцем). Терпение и внимательное отношение к детям – главные составляющие успеха. Если у ребенка и родителей за процессом обсуждения выбора профессии стоит продолжительная совместная работа, то и решение в большинстве случаев совпадает. При возникновении противоречий важно учитывать, что авторитарно навязанная специальность может сделать ребенка несчастливым в его взрослой жизни. Помогая детям созревать, родители формируют прекрасную основу для того, чтобы доверять их решениям. Значение правильного выбора профессииЧитать далее...Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым. Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество. Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев. Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий. У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают. Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии. Памятка выбирающему профессиюВыбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйтесь информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против». С этой целью:
Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессиюПринцип сознательности Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:
Принцип соответствия Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах. Принцип активности Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть:
Принцип развития Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость. Ошибки и затруднения при выборе профессии1. Незнание правил выбора профессии:
2. Незнание самого себя:
3. Незнание мира профессий:
Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру
Помните!Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы). Могу – возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент). Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей Личный профессиональный план учащегося
Характеристика профессионального плана
Этапы формирования профессионального планаСоставляя личный профессиональный план, необходимо:
Профессиональная пригодностьРазличают следующие степени профессиональной пригодности. 1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией. 2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности. 3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником». 4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям». Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда. Что нужно знать при выборе учебного заведенияВозможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях. Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.
Наша интересная профориентационная жизньВ рамках выполнения плана профориентационной работы на 2020-2021 учебный год в сентябре мы посетили:
Приняли участие:
Финал VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) – 2020{showhide0 title="Читать далее..." template="strong" changetitle="Скрыть текст" mousetitleistitle=true closeonclick=true titleasspan=true}6 сентября стартовал Финал VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) – 2020. Всего в рамках финала национального чемпионата соревнования проходят по 130 компетенциям (для юниоров – по 71), по 129 – в дистанционно-очном формате (по 1 компетенции соревнования прошли очно в марте 2020 года). В национальном первенстве выступают более 2800 человек со всей страны, среди них около 1000 юниоров, а также иностранные конкурсанты. Для сравнения: в 2018 году их было 700, а в 2019-м – 1500. Экспертное сообщество представят более 700 человек. Конкурсанты принимают участие в соревнованиях по 130 компетенциям (юниоры – по 71). Так, финал национального чемпионата 2020 года станет самым масштабным не только в России за все 8 лет проведения, но и во всем мире. Компетенции соответствуют 7 блокам профессий:
Финал проходит на региональных площадках колледжей, а также специализированных и международных центров компетенций. Главные эксперты и их заместители в режиме реального времени следят за ходом соревнований и контролируют строгое соответствие регламенту. Оценка выступлений участников проходит с применением дистанционных и онлайн-технологий. Активное роль в чемпионате отведена болельщикам. Каждый желающий может вступить в Клуб болельщиков. Активные ссылки на Клуб болельщиков: Кузбасские: Национальные:
Поддержим региональную сборную на национальном Чемпионате! Также свое неравнодушное отношение к кузбасским участникам национального финала можно выразить в соцсетях, разместив пост поддержки с хештэгами: #Кузбасс300, #CтyдeнтыKyзбaccaWSR, #WSRKuzbass, #БoлeюзaKyзбaccWSR. Любой пользователь социальной сети Инстаграм может воспользоваться специальной маской для фотографий с надписью WorldSkillsRussia Kuzbass - она доступна в аккаунте Министерства туризма и молодежной политики Кузбасса @mintur_kuzbass. Для всех желающих получать самую подробную и оперативную информацию о Нацфинале WorldSkills Russia - 2020 доступно для скачивания первое кузбасское мобильное приложение об этом событии федерального уровня «КУЗБАСС 2020: Открой новое». В нём, помимо официальной информации, есть онлайн-игры, конкурсы и многое другое. Ссылки для скачивания:
Для родителей
Полезная информация для учащихся |