Профориентационная работа

План работы

План профориентационной работы
МБНОУ «Гимназия № 18»
на 2018 – 2019 учебный год
Показать таблицу
 
Сентябрь
1Проведение Единого областного Дня профориентации, посвященного Дню знаний «Урок успеха: моя будущая профессия»1 сентябряучащиеся гимназиизам.директора по ВР, классные руководители, профконсультант
2Участие в областном конкурсе «СУЭК-Кузбасс: наш СУЭК, наш Кузбасс!» май-сентябрьучащиеся гимназии, педагогические работникизам.директора по ВР, классные руководители, профконсультант
3Участие в областном конкурсе методических разработок «ПРОФориентир-2018»10 сентября-04 октябряпедагогические работникипрофконсультант, классные руководители
4Анкетирование учащихся по выявлению профильных и профессиональных намерений.сентябрьучащиеся 9-х классовпрофконсультант
5Организация посещения учащимися профессиональных проб на базе профессиональных образовательных организацийсентябрь-апрельучащиеся 9-х классов классные руководители, профконсультант
6Организация и проведение информационной работы о состоянии муниципального рынка образовательных услуг через экскурсии, Дни открытых дверей, мастер –классысентябрь-апрельучащиеся 8-11 классовклассные руководители, профконсультант
7Информирование родителей о профориентационных мероприятиях, проводимых на базе ПОО через проведение родительских собранийсентябрь-октябрьродители учащихся 8 и 9 классовклассные руководители, профконсультант
8Контроль за сроками действия договоров социального партнерства и выполнением социальными партнерами договорных условий в течение годаадминистрация гимназии, социальные партнерыЗам.директора по ВР, профконсультант
9Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, молодежной биржей трудав течение годаадминистрация гимназииЗам.директора по ВР, профконсультант
10Проведение внеурочных занятий по программе «Моя профессиональная карьера»сентябрь-майучащиеся 9-х классовпрофконсультант
11Осуществление выбора профильных проб, практиксентябрь-октябрьучащиеся профильных 10-11-х классов классные руководители, профконсультант
12Участие в научно-практических конференциях, олимпиадахв течение годаучащиеся гимназии, руководители проектовучителя-предметники
13Экскурсии в КузГТУ по факультетамв течение годаУчащиеся 10 М, 11 М Зам.директора по УВР, классные руководители
14Экскурсии по местам горняцкой славы в г.Кемерово, музей «Красная горка»в течение годаУчащиеся 10 М, 11 МЗам.директора по УВР, классные руководители
15Встречи со специалистамисентябрь-апрельУчащиеся 11 Г класса Классный руководитель, представители социальных партнеров, профконсультант
Октябрь
16Проведение спецкурсовоктябрь-апрельучащиеся профильных 10-11-х классов, преподаватели КемГУ, КузГТУ Зам.директора по УВР, классные руководители
17Участие во всероссийской акции «Неделя без турникетов»15-21 октябряучащиесязам.директора по ВР, классные руководители, профконсультант
18Проведение родительских собранийоктябрьродители учащихся профильных 10-хзам.директора по УВР, классные руководители
19Открытие «СУЭК-Кузбасс» - классаоктябрьучащиеся 10 М классазам.директора по УВР, классные руководители
20Отчет о работе «СУЭК-Кузбасс» - классаоктябрьучащиеся 11 М классазам.директора по УВР, классные руководители
21Мониторинг познавательных потребностей учащихся и степени их удовлетворенностиоктябрьУчащиеся 10-11 профильных классовклассные руководители, зам.директора по ВР, профконсультант
22Знакомство с профессиями на базе предприятий «СУЭК-Кузбасс»октябрь-апрельучащиеся 11 М классаклассные руководители, профконсультант
23Посещение научно-клинического центра охраны здоровья шахтеровоктябрь-мартУчащиеся 11 Е классаклассный руководитель, представители социальных партнеров, профконсультант
24Посещение учреждений здравоохраненияоктябрь-апрельУчащиеся 10 Е классаКлассный руководитель, представители социальных партнеров, профконсультант
25Экскурсии в музеи предприятий и учреждений городаоктябрь-апрельучащиеся 10 Г класса Классный руководитель, представители социальных партнеров, профконсультант
26Проведение индивидуальных консультаций по вопросам профессионального самоопределенияв течение годаучащиеся, родители учащихсяпрофконсультант
Ноябрь
27Знакомство с профессиями на базе сервисных предприятий «СУЭК-Кузбасс»ноябрь-апрельУчащиеся 10 М классаклассный руководитель, профконсультант
28Проведение профориентационных игровых мероприятий ноябрь-февральУчащиеся 8-9 классов гимназииучащиеся 11 М класса, классный руководитель, зам.директора по ВР, профконсультант
29Проведение просветительской и профилактической работы «Санбюллетень» ноябрь-апрельУчащиеся 1-5 классов гимназииучащиеся 10 Е класса, учащиеся 11 Е класса, классные руководители, профконсультант
30Встреча школьников с представителями горняцкой профессии «Из множества профессий есть одна, что Родине богатство добывает…» в рамках недели профориентации «Профессиональная среда»ноябрьУчащиеся 8-9 классов гимназииклассные руководители, профконсультант
31Шоу –программа «Профессиональные старт», посвященная открытию профессиональных проб на базе ГПОУ «ЛКПТ»15 ноябряУчащиеся 9 классовклассные руководители, профконсультант
32Тематический семинар «Влияние репрезентативной системы на успешность профессиональной деятельности»ноябрьВ рамках ресурсного центра: педагоги ОО города, профконсультантыЗам.директора по ВР, профконсультант
33Участие в семинарах, вебинарах по вопросам профориентационной деятельностив течение годапрофконсультантпрофконсультант
Декабрь
34Участие в церемонии награждения по итогам 10 областного конкурса проектов школьников «СУЭК-Кузбасс: наш СУЭК, наш Кузбасс!декабрьучащиеся гимназии, руководители конкурсных работДиректор гимназии
35Проведение Единого областного Дня профориентации, посвященного Дню инвалидов01 декабряучащиеся гимназиизам.директора по ВР, классные руководители, профконсультант
36День открытых дверей в ГКПОУ ЛКГТТ декабрьУчащиеся 9 классовклассные руководители, профконсультант
37Участие в спортивных соревнованияхв течение года учащиеся гимназииЗаместители директора, классные руководители
38Участие в трудовых акцияхв течение года учащиеся гимназииЗам.директора по АХР
Январь
39Участие в областном конкурсе «Профессия, которую я выбираю»14 января-08 февраляучащиеся 9-11 классовпрофконсультант, классные руководители, руководители конкурсных работ
40Консультации по работе ресурсного центрав течение годаВ рамках ресурсного центра: педагоги ОО города, профконсультантыЗам.директора по ВР, профконсультант
Февраль
41Профессиональные пробы в медицинском колледжефевраль-апрельучащиеся 10 Е класса, 11 Е класса (сборные группы)Классные руководители, представители социальных партнеров, профконсультант
42Проведение смотра песни и строяфевральучащиеся гимназииЗам.директора по ВР, педагог-организатор
Март
43Проведение диагностики по изучению профильных и профессиональных интересов и дальнейшего образовательного маршрута мартучащиеся 8-х и 9-х классов, родители учащихсяпрофконсультант
44Участие в областном профориентационном мероприятии «Фестиваль рабочих профессий»21 мартаучащиеся гимназииЗам.директора по ВР, профконсультант, классные руководители
45День открытых дверей «Профессиональная эстафета» на базе ГПОУ «ЛКПТ»25-29 марта Учащиеся 9 классовклассные руководители, профконсультант
апрель
46Городской День выбора рабочей профессии на базе Дворца культуры и искусстваапрельУчащиеся 9 классовклассные руководители, профконсультант
Май
47Проведение смотра «Песни и строя»майучащиеся гимназиизам.директора по ВР, педагог-организатор
48Творческий отчет по результатам профориентационных мероприятиймайучащиеся 10-11 классовзам.директора по ВР, профконсультант, классные руководители
49Проведение Единого областного Дня профориентации, посвященного ветеранам Великой Отечественной войны, военным профессиям01-10 маяучащиеся гимназиизам.директора по ВР, профконсультант, классные руководители
50Мониторинг познавательных потребностей учащихся и степени их удовлетворенностимайУчащиеся 10-11 профильных классовклассные руководители, зам.директора по ВР, профконсультант
51Участие в конкурсе «ПРОФориентир-2019»май-сентябрьклассные руководители, профконсультант
Июнь
52Сбор заявок на конкурс проектов школьников «СУЭК-Кузбасс: наш СУЭК, наш Кузбасс!»до 17 июняучащиеся гимназии, руководители конкурсных работзам.директора по ВР, классные руководители
53Разработка плана профориентационной работы гимназии на 2019-2020 учебный годдо 20 августаучащиеся гимназии, зам.директора по ВР, классные руководителизам.директора по ВР, профоконсультант
 


Полезная информация

Для учащихся

УВАЖАЕМЫЕ РЕБЯТА!

Получить много новой, интересной и полезной информации о выборе профессии Вы можете:

  • На сайте www.засобой.рф;
  • На профориентационном портале Кузбасса «ПРОФориентир».

Желаем Вам успехов на пути к осознанному выбору профессии.

Выбираем будущую профессию - смотреть информацию (.pdf, 355 Кб).

Дорога, которую ты выбираешь
Читать далее...
 

«Я уяснил, что значит быть свободным. Я разобрался в этом чувстве трудном, Одном из самых личных чувств на свете. И знаете, что значит быть свободным? Ведь это значит быть за все в ответе!» Л. Мартынов

Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни.

Прежде чем выбирать профессию, ответьте на вопрос.

Что Вы ожидаете от своей будущей профессии? И соответственно, что именно нужно изучать и оценивать в процессе выбора?

Существует три главных условия, которым должна соответствовать профессия, чтобы не принести разочарования:

  • Профессия должна быть интересной, соответствовать Вашим желаниям, склонностям;
  • Соответствовать Вашим возможностям (уровню здоровья, квалификации и способностям);
  • Открывать перспективу трудоустройства по специальности.

До окончания школы осталось совсем немного. Время пролетит - и не заметишь, и совсем скоро тебе предстоит сделать один из самых ответственных выборов в жизни - выбор будущей профессии. Как не ошибиться, чтобы потом не сожалеть, не раскаиваться?

Жизненная геометрия

Сначала послушаем, что говорят по этому поводу специалисты. Многие из них рекомендуют представлять выбор профессии в виде равностороннего треугольника, стороны которого - понятия "я могу", "я хочу" и "надо". Звучит хорошо, но не совсем понятно. Попробуем разобраться.

  • «Хочу» - это твои интересы и склонности, которые могут проявиться уже в самом раннем возрасте (о них точно знают твои воспитатели, спроси у них), например, склонность к работе с людьми, техникой, природой. Перечисли свои любимые занятия: общение с друзьями, рисование, составление гербария, сбор технических конструкторов, ведение личного дневника . Все они могут указать, с чем связать будущую профессию, - с техникой, творчеством, биологией.
  • «Могу» - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному. Подумай, какой предмет в школе интереснее и легче других дается тебе, что ты умеешь делать действительно хорошо.
  • «Надо» - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей. Попробуй узнать через интернет или с помощью родителей, насколько велик спрос на выбранную тобой профессию.

Определив соотношение всех трех сторон (какая их них будет длиннее, какая короче - в зависимости от того, чего больше - "хочу", "могу" или "надо"), займись жизненной геометрией и нарисуй треугольник.

Как ты догадываешься, выбранная профессия станет действительно любимой только в том случае, если тебе удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию - желательно, чтобы "хочу", "могу" и "надо" были действительно равны друг другу (то есть, как говорится в известном фильме, наши желания должны совпадать с возможностями и - добавим от себя - со спросом общества).

Если стороны получаются слишком неравнозначными, например, интерес велик, а в способностях ты и твои родители сомневаетесь, значит, тебя явно занесло не туда. Чтобы скорректировать твой профессиональный выбор, можно использовать такие способы диагностики, как различные тесты и анкеты.

Удачи!

 
Важность профориентации для детей
Читать далее...
 

Как замечательно бывает, когда ребенок, проявив способности к какой-либо деятельности, стал в ней развиваться и в будущем это стало его любимой профессией!

А как быть, если ребенок к возрасту старшего школьника так и не смог определиться с тем, каким бы делом он хотел заниматься в жизни?

Соответственно, назревает проблема в выборе профессиональной образовательной организации и специальности.

Данные статистики говорят о том, что

  • 30% людей к выбору профессии пришли благодаря тому, что с детства их ориентировали, исходя из способностей и желания; принятие решения родители оставляли за детьми;
  • 50% людей определялись к концу периода школьной жизни; из них — у половины выбор был обусловлен решением родителей (не все испытывают по этому поводу благодарность); многие из них не стали работать по полученной специальности; есть отдельные случаи, когда выбор ВУЗа и факультета был обусловлен подходящим набором баллов для гранта;
  • 20% — это те люди, которые, к сожалению, не сформировали понимание своего предназначения; в период детства и взросления информация проходила мимо них (это может быть обусловлено обстоятельствами, связанными с неверной позицией родителей и отсутствием у них понимания в вопросе: «Кто, если не они, будет проводником для их детей в жизни?»).

Вернемся к вопросу «В каком же возрасте заниматься темой профориентации?». Бытует мнение, что это должно быть на этапе старших классов. Есть уточнение – это уже период определения и нахождения предполагаемых вариантов.

В психологии есть два метода: наблюдение и эксперимент.
В жизни — эти два процесса постоянно сопровождают нас. Но не всеми и не всегда им придается ценность.

Пример ситуации с женщиной 30 лет, родители которой игнорировали ее способности к рисованию и настояли, чтобы она поступила на факультет «Бухгалтерский учет и аудит».

Девочка рисовала с раннего возраста. Ей хватало простого карандаша и листка бумаги для того, чтобы творить. Ее картины не были удостоены чести быть замеченными родителями. Более того, за некоторые свои работы она была награждена немалой критикой. Когда она им заявила о том, что намерена поступить на «Художественно-графический» факультет, ее обсмеяли и сказали, что художники все бедные, и у этой профессии нет будущего.

Девушка с муками закончила навязанный ей ВУЗ и получила специальность бухгалтера. Но, проработав менее года, она, не ощущая на тот момент препятствий, пошла на курсы (одни, другие), занималась самообразованием и заочно поступила в желаемый ВУЗ.

В настоящее время она – один из лучших дизайнеров интерьера в своем городе. К своим успешным дизайнерским решениям она добавляет в интерьер авторские картины. У нее все получилось!

К сожалению, не все смогли исправить ошибки родителей и прийти к желаемой профессии, несмотря ни на что. И как важно нам, взрослым людям, наблюдать за тем, к какой деятельности у ребенка проявляются способности, что он выполняет с желанием.

Большая часть родителей могут признать, что хобби далеко не всегда определяют дети. Типичная ситуация.

У знакомых (друзей, родственников) ребенок занимается гимнастикой (к примеру). Родителям тоже захотелось свою дочь, которой четыре года, отдать заниматься этим видом спорта. Она ничего о ней не знает и ей по началу может понравиться идея надеть гимнастический купальник и балетки. Родители счастливы и уже готовы через год видеть ее участницей соревнований.

Но один нюанс: они не учли, что нужно понаблюдать за тем, как ребенок ощущает себя в этом виде спорта. И в случае, если ему не нравится (трудно дается, не проявились способности или нет желания), то стоит этот опыт расценить как эксперимент и не искать виновных (потому что виновной будет именно девочка).

Воспользуйтесь советом: присмотритесь к ребенку.
Занимаясь с ним различными видами деятельности, обратите внимание на то, какую работу он делает с удовольствием, и в чем проявляется его талант. Вот и появится повод попробовать какое-то новое занятие.

Есть задатки и способности, которые обусловлены генетически, как мы знаем. Это касается и абсолютного музыкального слуха, и таланта художника, и спортивных наклонностей. Но абсолютный слух не проявит себя, если с ребенком не петь. Более того, родители (если они не музыканты) его и не обнаружат. Но это может проверить специалист. То же самое касается и других задатков…

В связи с этим родители, наблюдая за детьми, имеют право на то, чтобы в порядке эксперимента дать возможность проявить ребенку свои способности.

Чтобы хобби стало профессией необходимы три составляющие:

  • способности, данные от природы;
  • возможности для их реализации;
  • желание ребенка.

Очень важно, чтобы оба полушария головного мозга развивались гармонично в дошкольный период.

Если дети будут:

  • тренировать память, запоминая стихи и пересказывая рассказы и сказки;
  • решать логические задачки, соответствующие возрасту, считать и складывать цифры, хотя бы на палочках;
  • параллельно осваивать еще один язык,

то левое полушарие мозга наберет те обороты, которые необходимы для успешной учебы в школе.

Развитию правого полушария способствуют все виды творчества и не только по заданной родителями (или учителями) теме, но и на собственную фантазию.

В дошкольный период жизни и в начальной школе ненавязчиво нужно рассказывать детям о том, что из себя представляет та или иная профессия.

Постепенно задача расширяется. В средней школе появляется целый ряд сложных предметов (физика, химия, биология), которые некоторым детям сложно даются и не вызывают интерес. Задача родителей не пугать плохими оценками и наказаниями, а объяснить значимость предметов для получения профессии.

Будущему финансисту (банкиру, экономисту) очень важно еще в школе уделить особое внимание математике. Дипломату, как минимум, важно знать иностранный язык, всемирную историю, географию, основы права.

На практике неоднократно сталкивалась с тем, что выпускник школы выбрал для себя специальность, но мало что о ней знает.

Вот пример крика души молодого человека, который поздно понял, что для получения медицинского образования он ничего не сделал, когда учился в школе. У парня был опыт трех попыток неудачного поступления в медицинскую академию. Они привели его к большой травме и пониманию того, что мечту придется оставить.

«Если бы я знал, что мне так будут нужны знания по химии и биологии!!!» — это те слова сожаления, которые были сказаны им спустя три года после окончания школы. В дальнейшем он выбрал техническую специальность. У него получилось, но тоска долгое время не покидала его…

В подростковом возрасте дети готовы к пониманию серьезных тем. Если в привычке у родителей есть совместное обсуждение с ребенком событий, происходящих не только в семье, но и в мире, просмотр передач, фильмов, то будет масса способов для того, чтобы расширять его знания в том, какая профессия что из себя представляет.

Например, идет ток-шоу, выступают юристы, политики, эксперты различных областей, — объясняйте детям, чем занимаются эти специалисты. Художественные фильмы – прекрасный «тренажер» не только для расширения знаний, связанных с профессиями, но и других важных жизненных составляющих.

Общаясь с родителями, которые упустили поэтапное развитие детей в направлении профориентации, рекомендую искать пути для восстановления этого пробела, как посредством всего того, что приведено выше (но в более динамичном ритме), так и с привлечением специалистов. Одно условие – это система, которую не сформируешь одним днем (месяцем). Терпение и внимательное отношение к детям – главные составляющие успеха.

Если у ребенка и родителей за процессом обсуждения выбора профессии стоит продолжительная совместная работа, то и решение в большинстве случаев совпадает. При возникновении противоречий важно учитывать, что авторитарно навязанная специальность может сделать ребенка несчастливым в его взрослой жизни.

Помогая детям созревать, родители формируют прекрасную основу для того, чтобы доверять их решениям.

 
Значение правильного выбора профессии
Читать далее...
 

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

Памятка выбирающему профессию

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйтесь информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

  • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
  • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
  • читайте специализированные книги и журналы;
  • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
  • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в выбранной профессии;
  • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
  • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть:

  • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • встречи со специалистами;
  • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
  • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • Какие ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

Помните!

Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу – возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

Личный профессиональный план учащегося

  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
  4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
  5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
  6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

Характеристика профессионального плана

  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
  • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
  • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах « человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники, каких профессий требуются на рынке труда города, района, в котором вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Где находится учебное заведение и его полное название?
 

Для родителей
  • Памятка для родителей - смотреть информацию (.pdf, 355 Кб).
  • Анкета для родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» - смотреть (.pdf, 27 Кб).
Полезная информация для учащихся
 

Вопросы и ответы

Катя Иванченко
Наша гимназия отличается от всех остальных самыми лучшими преподавателями и наиболее эффективной образовательной программой. Я очень рада, что мне посчастливилось учиться именно в гимназии №18!
Адрес: 652515, г. Ленинск-Кузнецкий,
ул. Пушкина, 9
(38456) 7-24-19
(38456) 7-03-31 Факс
Наверх