Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.
Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:
Поверьте в своего ребенка.
Замечайте его успехи, не скупитесь на похвалу.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей. Тревога и негативные пророчества навредят ученику и не станут мотивирующими факторами.
Спокойно разговаривайте с ребенком об экзаменах, выслушивайте его опасения и предлагайте решения, а не поучайте.
Делитесь опытом преодоления трудностей, рассказывайте о том, как вы справляетесь со сложными для вас ситуациями.
Ребенку бывает трудно заранее организовать себя на подготовку к экзаменам. Помогите ему, совместно составьте план на каждый день подготовки.
Помните! Начинать подготовку к экзаменам лучше с самого трудного, с раздела, который ребенок знает хуже всего.
Важную роль играет место для занятий. Проследите, чтобы на рабочем столе ребенка не было лишних, отвлекающих внимание вещей. Только нужные учебники, пособия, тетради, ручки и карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, так как они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно просто картинки в этих тонах.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, занятия должны чередоваться с отдыхом. Объясните ребенку, что новый и сложный материал лучше учить в утренние часы после хорошего сна, так как в этот период лучше работоспособность.
Объясните ребенку, что не нужно стремиться запомнить наизусть весь учебник. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Также лучшему запоминанию способствует пересказ текста своими словами.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, морковь, ананас, кальмары, помидоры, черный хлеб, зеленое яблоко, спелый гранат стимулирует работу головного мозга.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и выспаться.
Провожая на экзамен, обнимите своего ребенка, скажите, как вы любите его, верите в его успехи.
ТЕЛЕФОН МУНИЦИПАЛЬНОЙ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»: 7-00-70, 5-40-08, 5-25-74
Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности при подготовке и сдаче экзаменов
Ознакомьте своего ребенка с эффективными способами борьбы со стрессом:
1. Противострессовое дыхание. Медленно выполнить глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения.
2. Минутная релаксация. Расслабить уголки рта, увлажнить губы (язык пусть свободно лежит во рту). Расслабить плечи. Сосредоточиться на выражении своего лица и положении тела.
3. Если позволяют обстоятельства, покинуть помещение, в котором возник острый стресс. Перейти в другое место, где никого нет, или выйти на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями.
4. Заняться какой-нибудь деятельностью, все равно какой. Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
5. Примеры формул достижения цели самопрограммирования:
Экзамен – лишь только часть моей жизни.
Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.
Индивидуальные психологические методы
Приемы переключения внимания, применяются в перерывах между занятиями. К типичным приемам относятся следующие:
Прослушивание музыки, успокаивающей подростка.
Чтение книг или просмотр фильмов – приключения, юмор.
Легкая гимнастика (аэробика) под бодрящую музыку.
Непродолжительное общение с друзьями по телефону.
Аутогенная тренировка (аутотренинг). Применяются разные варианты самовнушений. Можете предложить своему ребенку мысленно воспроизводить картины своих прежних успехов с похвалой себя за каждый из них. Мысленное моделирование картин будущей учебы и работы, а на этом фоне – произнесение формул самовнушения с обоснованием выбора будущей учебы и работы. Классический аутотренинг: самовнушение в положении лежа или полулежа расслабления в руках и ногах; затем – теплоты и тяжести в них; затем – ровного и спокойного дыхания, а на этом фоне – внушение успокоения и готовности к успеху; наконец – произнесение формул бодрости и выхода из сеанса аутотренинга.
Волевая мобилизация.
Вы можете предложить подростку проанализировать его способы, с помощью которых он начинал впоследствии успешные для него дела и как поддерживал себя при возникновении препятствий и трудностей. К ним могут относиться: предварительное составление подробного плана действий, предвидение препятствий и вариантов их преодоления, отдача самому себе приказа о начале дела, отождествление себя с любимым героем (книг, фильмов) или авторитетным взрослым и др. На этой основе вы можете вместе с ребенком составить формулы аутотренинга, мобилизующие волю.
Семейная психотерапия.
Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с ЕГЭ. Такая среда создается следующими приемами:
1. Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.
2. Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем. Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.
3. Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов. Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.
4. Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.
Наша гимназия отличается от всех остальных самыми лучшими преподавателями и наиболее эффективной образовательной программой. Я очень рада, что мне посчастливилось учиться именно в гимназии №18!